Психология логотипа
ЛОГОТИП ВМЕЩАЕТ В СЕБЯ ДВЕ ФУНКЦИИ:ИДЕНТИФИКАЦИОННУЮ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ

Психология логотипа.

                                                                                                                                                                                                                                                             

Алевтина Иваненко, управляющий  "Агентство Лисковского".

Психологическое восприятие шрифтов.

При всем многообразии современных возможностей для создания логотипов компании набор базовых или исходных элементов для формирования логотипа, на самом деле, не так и велик.

Логотип формируется благодаря единственной, самой важной компоненте – начертанию.

Есть еще варианты расположения логотипа на разных форматах или относительно геометрии носителя, сочетание разных слов (и начертаний этих слов) названия в одном изображении, присутствие различных  фигур или частей фигур, сочетание логотипа и графических символов, использование цвета – это уже относится к правилам поведения логотипа или созданию фирменного стиля.

Современная наука не может дать однозначного определения – является ли логотипом только начертание слова или нескольких слов – названия организации торговой марки. Или логотипом может быть комплекс из начертания названия и графических элементов? Однако, если рассматривать само происхождение слова логотип – мне кажется, сомнения развеиваются: логос (с греческого языка) – слово, типос – отпечаток.

Итак, логотип.

Логотип вмещает в себя две основных функции – идентификационную и эмоциональную (психология восприятия). Причем, выполнять обе роли  логотип должен одновременно. Про правила построения идентифицирующей части логотипа написано немало, сегодня хотелось бы остановиться на психологической составляющей логотипа. Которая, кстати, также неоднозначна – в ней одновременно уживаются два мнения. То, что собственник логотипа хотел сказать, и то, что будущий потребитель логотипа захочет видеть.  Как видите, то, что на первый взгляд кажется простым, на самом деле далеко не просто.

При современных возможностях, которые дарит нам компьютерная графика, логотип приобретает практические неограниченные возможности для самовыражения. И основным игроком при создании логотипа становится шрифт.

На сегодняшний момент процесс  восприятия шрифтов имеет лишь общие обобщенные характеристики, основанные на исследованиях  и мнениях экспертов по шрифтам, графическим символам, графологам и пр. Увы, к шрифтам невозможно применение в чистом виде графологических правил анализа. Так как шрифт не является продуктом одной личности, и используется миллионами людей. Остановимся на самых очевидных и самых однозначных особенностях восприятия шрифтовых групп.

Группа строгих жирных, состоящих из прямоугольников шрифтов создает ощущение незыблемости, устойчивости, жесткости и бескомпромиссности, придает логотипу важность и авторитет.

Самые распространенные и популярные, ставшие  «классическими», шрифты, с пропорцией сторон буквы, близкой  к единице, с некоторым преобладанием вертикали, помогают играть роль спокойного благополучного партнера. Предлагают в деловой обстановке взвесить все «за» и «против». Причем,  шрифты Serif(с засечками, например, Times, Garamond) и шрифты SansSerif (без засечек, Helvetica, Arial) разнятся по психологическому воздействию. Первые приближают прошлое – можно сказать, отражают современный подход к классике. Вторые – менее эмоциональные, расскажут о практичном и здравомыслящем подходе.

Категория декоративных шрифтов, будь то каллиграфические шрифты с витиеватыми украшениями каждой буквы, или стилизованные национальные, тематические (граффити, плетень…) менее универсальны и в логотипах могут использоваться при условии необходимости яркого подчеркивания смысловой нагрузки названия.

Шрифты, в которых много круглых элементов (все округлые элементы имеют форму круга или части круга) могут стать хороши подспорьем в логотипе, если вам необходимо производить впечатление «своего парня», сочетать изящность , дружелюбие и открытость.

Рукописные или курсивные шрифты имеют, пожалуй, самую давнюю историю, так как они максимально похожи на подпись, росчерк, сделанный человеком. Персонифицирование, подлинность, доверие, формирование близких отношений, эксклюзивность – такие ощущения испытает человек, глядя на логотип, выполненный с использованием рукописных шрифтов.

Нас особенно заинтересовал вопрос психологии воздействия рукописного начертания названия, потому что логотип Агентства Лисковского как раз является носителем такой коммуникации. Стоит заметить, что для создания логотипа не использовались доступные рукописные или декоративные гарнитуры, он был специально «прописан» рукой. Поэтому наш логотип мы сочли возможным подвергнуть графологическому анализу – насколько соответствует личность писавшего и желанный имидж компании?

Для этого мы обратились к эксперту-графологу Инессе Гольдберг, руководителю Школы Графоанализа и графологического Агентства (www.grafologia.co.il), преподавателю, автору 8 учебных книг, судебному эксперту, главному редактору журнала "Научная Графология". Мы получили вот такой комментарий специалиста:

Почерк личности – это материальный отпечаток, застывшая графически проекция внутреннего мира человека. Сложные психомоторные импульсы обеспечивают неповторимость почерка и индивидуальность личности, со всеми ее достоинствами и затруднениями. Вы спрашиваете меня о психологическом анализе почерка из логотипа Вашего агентства, и поскольку он «живой», я должна буду говорить об авторе – о том, чьей рукой написан логотип. Говоря о чертах характера автора, мы автоматически говорим и о том, какую психологическую информацию имеет и транслирует это Агентство Лисковского.

Признаюсь, занимаясь графологической психодиагностикой, к анализу почерка всегда подхожу очень придирчиво. Однако данный логотип – относится к тем случаям, когда моя критика позитивна: с точки зрения транслируемого психологического профиля, как эксперту, мне очень нравится почерк на Лого. Браво! Смело передавайте поздравления автору подписи.

Поясню, основное, и надеюсь, что автор почерка  не зазнается:). Попросту говоря, эта женщина - просто прелесть, и я не сомневаясь предложила бы такому человеку дружбу. И, хотя и не будучи знакомой с ней внешне, но "зная" ее изнутри, я заранее ей верю.

А поскольку верится автору проекта, то это располагает и к самому его детищу. Перед нами благонадежный почерк, его автор неравнодушен, добросовестен, критичен, при этом ей очень важен собственный имидж, репутация,  быть на хорошем счету и заслуживать признание.

Это "успешный" почерк. С одной стороны, амбициозный, креативный, но с другой стороны - с готовностью прикладывать волевые усилия и воплощать. Но делается все дипломатично, с  ориентацией на человеческий фактор.

Интуитивное начало. Добрые намерения. Мягкий индивидуализм: потребность проявлять свою личность, есть свои мнения и идеи, но безобидно для окружающих, не как антисоциальность или протест. Игнор социума просто невозможен по причине транслируемой человечности.

Талант выразительности в целом: и визуальщик (образность), и хорошее чутье в плане словесной выразительности (можно писать талантливо книги, статьи). Такими бывают люди-художники, люди искусства, артисты.

Типичный женский склад. Типичный психотип "этика" по К.Юнгу: выраженное женское начало, эмотивность, эмпатия, восприятие и реагирование в жизни через чувства, личное отношение и этические нормы.

Я думаю, что если психологический посыл автора подписи (лого) воспринимать как прототип психологического образа всей фирмы, то имиджево - это просто оптимально, молодцы. Я бы ничего не стала менять, несмотря на то, что с виду такая роспись не выглядит какой-то слишком оригинальной или сложной. Успехов!

Вот такой интересный и полезный урок преподала нам Инесса Гольдберг, основным смыслом которого стало подтверждение собственного убеждения – «Будь честным и искренним с собой!», и это принесет свои плоды.

Спроецировать себя на свое Агентство – именно такой смысл мы вкладывали в собственный логотип, используя для него фамилию давнего родственника и собственный почерк. Стоит ли говорить, что логотип есть лицо и визуализация души нашей организации во всех смыслах этих слов?

автор: Алевтина Иваненко

Источник: http://www.liskovskogo.com/blog/psychology-of-logotype.html

Поделиться этим со всем миром:

ВКонтакте | Facebook

АРМА-СТАТЬИ:
все статьи


АРМА-ДРУЗЬЯ: